«Метопредметная неделя», приуроченная к Году начальной школы Чеченской Республики

«Метопредметная неделя», приуроченная к Году начальной школы Чеченской Республики

Дата проведения: 9 декабря 2025 года.
Тема мероприятия: «Чудеса в решете: опыты по физике и химии».
Участники: учащиеся 4 «А» и 2 «Б» классов.
Руководители:

  • Чигаева Л. М. (учитель 4 «А» класса);
  • Хациева З. Х. (учитель 2 «Б» класса).

Цель мероприятия

Формирование у младших школьников интереса к естественно‑научным дисциплинам (физике и химии) через практическую деятельность: постановку экспериментов и проведение элементарных исследований.

Задачи

  • развить навыки наблюдения, анализа и формулировки выводов;
  • познакомить учащихся с базовыми методами научного исследования;
  • стимулировать познавательную активность и командную работу;
  • продемонстрировать связь теоретических знаний с реальными явлениями.

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть
    Учителя кратко рассказали о значении экспериментов в науке, напомнили правила безопасности при проведении опытов. Учащиеся разделились на группы по классам и получили задания.
  2. Практическая часть: эксперименты и исследования

Для 4 «А» класса (руководитель — Чигаева Л. М.):

-Опыт «Плавающая скрепка» (поверхностное натяжение воды). Учащиеся убедились, что скрепка может удерживаться на поверхности воды благодаря силам поверхностного натяжения.

-Опыт «Вулкан из соды и уксуса» (химическая реакция нейтрализации). Дети наблюдали выделение газа CO2 при взаимодействии пищевой соды NaHCO3 и уксусной кислоты CH3COOH.

-Опыт «Цветные слои» (плотность жидкостей). С помощью мёда, воды, масла и пищевого красителя ученики создали многослойную композицию, наблюдая, как жидкости с разной плотностью не смешиваются.

Для 2 «Б» класса (руководитель — Хациева З. Х.):

-Опыт «Волшебный шарик» (воздействие тепла на газы). Дети надули воздушный шарик и поместили его рядом с источником тепла — шарик увеличился в объёме, что продемонстрировало расширение газа при нагревании.

-Опыт «Молоко и краски» (взаимодействие жиров и моющих средств). На поверхность молока нанесли капли краски, затем добавили каплю моющего средства — краски «растекались», образуя узоры.

-Опыт «Лимонная батарейка» (простейший гальванический элемент). С помощью лимона, медных и цинковых пластин ученики зажали светодиод, увидев, как химическая энергия превращается в электрическую.